
Известный политолог своего времени У. Молинье сформулировал интересный вопрос-загадку в письме британскому философу Дж. Локку. Увы, великому мыслителю не удалось разрешить при жизни проблему. Не было соответствующей технической базы для проведения эксперимента.
Вопрос же заключался в следующем. Вообразите, писал политолог, что человек от рождения слепой научился распознавать на ощупь разные предметы. Допустим, куб, пирамиду, шар и т.п. Если вдруг неожиданно он прозреет, то сможет ли исключительно одним зрением, не используя чувство осязания, которым привык определять для себя объекты, определить верно, что является кубом, что шаром, а что пирамидой?
Разгадка на данный вопрос позволила бы философам лучше понять одну из самых сокровенных загадок человеческой природы. Эмпирики были убеждены, будто наше сознание является абсолютным tabula rasa (лат. - чистая доска), и любые представления о мире и окружающей среде получены извне при помощи органов чувств. С ними в противоречие входили философы-нативисты, утверждавшие, что разум от рождения априори имеет набор представлений о мире, которые всего-то требуется пробудить звуком, светом и прикосновениями.
Если внезапно прозревший слепой способен отличить зрением пирамиду от шара, то это подтвердило бы теорию о врожденной способности моделировать на ощупь визуально-пространственное представление о форме объекта. Если же нет, то эмпирики были правы. Человек не может распознать другим органом чувств то, что познал другим эмпирическим способом.
Недавние исследования показали, что представления, формируемые через зрение и осязание, формируют общий набор впечатлений, который может быть вызван из памяти тем или иным ощущением. Но до сих пор некто не смог доказать это экспериментально - не удавалось найти участников для такого исследования. Ведь это должен быть человек, слепой с рождения, чье зрение удалось восстановить, при этом он должен быть не слишком стар и не слишком молод. Но большинство форм излечимой слепоты выявляются и лечатся в раннем детстве, поэтому прозревших слепцов подходящего возраста весьма мало, особенно в богатых странах.
Но в 2003 году профессор Синха совместно с одной из глазных больниц Дели предпринял поиски в Индии. Среди пациентов он отобрал пятерых, в возрасте от 8 до 15 лет, четырех мальчиков и одну девочку, родившихся слепыми. Операции на глаза практически мгновенно даровали им зрение.
В первые двое суток после операции детям и подросткам давали пощупать некий предмет, чтобы определить его форму, а потом, но тоже на ощупь, - выбрать похожий из двух других (объекты для эксперимента брались из детского конструктора, и их было 20 пар), пишет "Компьюлента".
Хотя ни с одной из предложенных форм испытуемые раньше не встречались, они почти со стопроцентной точностью находили похожие конструкции. Во втором эксперименте им показывали (но не давали трогать) предмет, а потом они на ощупь, без помощи зрения, находили объект, похожий на виденный. И вновь наблюдалось почти полное попадание.
Но самым важным стало третье испытание: детям давали пощупать предмет, после чего они должны были на глаз угадать, что это было. И вот тут положительные результаты резко пошли на убыль: вероятность правильного ответа была чуть более чем случайной.
Таким образом, на вопрос, который был задан свыше 300 лет назад, современные нейрофизиологи дали отрицательный ответ: осязание "ничего не говорит" зрению. Но когда исследователи провели третье испытание еще раз, через несколько дней, способность превращать осязательные ощущения в зрительную информацию резко возросла: дети давали правильный ответ в 80% случаев. То есть ответ в конечном счете формулируется так: не сразу, но быстро.
Для медицины и нейрофизиологии последнее наблюдение особенно ценно. Исследование демонстрирует возможности мозга к быстрой интеграции информационных путей, как это было показано на примере зрительного и осязательного анализатора. В данном случае мозг, с рождения не получавший зрительной информации, сумел за считаные дни наладить "пути сообщения" между блоками разнородных ощущений.
via NR