В преддверии нового года один из самых влиятельных журналов о кино Total Film решил подвести не только итоги уходящего года. но и всей мировой киноистории. На днях на го страницах появился рейтинг 25 самых опасных, будоражащих и сумасшедших фильмов в истории кино...
1. ИЗГОНЯЩИЙ ДЬЯВОЛА /THE EXORCIST/, реж. Уильям Фридкин, 1973
Вы знаете, очень интересный фильм. Впервые я его увидел давным давно, купив на старой VHS кассете - о при первом просмотре он показался мне достаточно скучным, непонятным, не особо впечатляющим. Но прошло уже лет 15 с того момента, как я его увидел - и я помню его как будто смотрела только вчера. Это очень subtle фильм, в нем отсутствуют все привычные признаки хоррора - музыка, саспенс, объяснение в конце, и он переполнен какой-то абсолютной безумной ненормальной извращенностью и ощущением неправильности. Так что да, место заслуженное.
2. НИТИ /THREADS/, реж. Мик Джексон, 1984
3. КИНОПРОБЫ /AUDITION/, реж. Такаши Миике, 1999
Тонна концентрированного кошмара, которая производит особое впечатление потому что начинает с потрясающе лиричной и местами даже забавной ноты. Напряжение нарастает и нарастает и взрывается в конце. Фильм сделан как по учебнику "Взрыв мозга зрителю для чайников".
4. ГОЛОВА-ЛАСТИК /ERASERHEAD/, реж. Дэвид Линч, 1977
5. ЗА СТЕКЛОМ /IN A GLASS CAGE/, реж. Аугусто Виларонга, 1987
По сюжету этого фильма можно написать десяток страшных стишков, в стиле "Дети в подвале играли в гестапо!". Бывший нацистский преступник любит мучить маленьких мальчиков. После того, как он убивает одну из жертв, преступник совершает попытку самоубийства и остается полностью парализованным калекой на с искусственный легкими. Так он и живет с женой и дочерью, пока в его доме не появляется совершенно спятившая бывшая жертва и устраивает всем присутствующим жару на подоконнике. Шокирующий фильм, чей шокирующий фактор под конец начинает восприниматься почти комедийно из-за собственной избыточности.
6. АД КАННИБАЛОВ /CANNIBAL HOLOCAUST/, реж. Руджеро Деодато, 1980
Очень важный, очень интересный фильм. Во-первых, наверно, один из первых фильмов, который использовал идею раскрытия сюжета путем восстановления событий с помощью записей на камеру - потом это использовалось в "Ведьме из Блэр" и "Паранормальном явлении". Вообще, фильм состоит из двух частей - первая это путешествие вглубь Амазонки специалиста по тамошним племенам, организованное чтобы узнать судьбу пропавших там молодых документалистов. Вторая часть - та самая пленка, которая была сделана пропавшими без вести. Фильм ужасающей мощи, один из самых откровенных, жестоких, физически омерзительных, абсолютно реальных фильмов.
7. САЛО ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА /Salò, or 120 Days Of Sodom/, реж. Пьер Паоло Пазолини, 1975
Первая и наверно последняя экранизация произведений многоизвестного маркиза де Сада - хотя кто знает, быть может студия Anabolic все же начнет заполнять пробел, оставленный смертью Пазолини. Сюжет таков - по всей Италии набирают самых красивых девушек и юношей и привозит их на виллу для извращенных утех нацистских преступников. Это последний фильм Пазолини, который был убит незадолго до его выхода на экраны, кто бы ни составлял списки самых - шокирующих, безумных, извращенных - фильмов, этому фильму в подобном списке всегда найдется местечке, а его отсутствие сразу поставит под сомнение легитимность списка и кино-эрудированность составителя. Фильм откровенный, извращенный и шокирующий.
8. ПОСЕТИТЕЛЬ Q /VISITOR Q/, реж. Такаши Миике, 2001
9. ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ /FUNNY GAMES/, реж. Михаэль Ханеке, Австрия, 1997
От этого фильма исходит то, что я назвал бы адским холодом. На мой взглд, это пример абсолютно аморального фильма. Он шокирует, не показывая ни одной смерти - сознательный выбор режиссера. Он ищет индульгенцию в своей нереальности - пример с перемоткой - и прикрывается идеями обличения современного кино, помешанного на насилии. Это как бороться с педофилией, устанавливая веб камеры в детских туалетах. Ужасный фильм.
10. СЧАСТЬЕ /HAPPINESS/, реж. Тодд Солондз, 1998
Его место в этом списке наверно можно объяснить наличием педофила в списке главных героев. Такое в американском кино нечасто встречается.
11. Я ПЛЮЮ НА ВАШИ МОГИЛЫ /I SPIT ON YOUR GRAVE/, реж. Мейр Зархи, 1978
12. ЧЕЛОВЕК ПОЗАДИ СОЛНЦА /HEI TAI YANG 731/, реж. Тун Фей Моу, 1988
13. НЕКРОМАНТИК /NEKROMANTIK/, реж. Йорг Буттгерайт, 1987
14. НЕОБРАТИМОСТЬ /IRRÉVERSIBLE/, реж. Гаспар Ноэ, 2002
Возможно самый скандальный французсий фильм 21 века знаменит не столько своей "обратной" хронологией, сколько жестокой 12-минутной сценой изнасилования и избиения знаменитой итальянской красавицы Моники Белуччи. И несмотря на то, что ты понимаешь, что все это происходило лишь на экране, ты искренне веришь, что муж Моники Венсан Кассель мстил в конце фильма совсем по-настоящему. И забил на смерть этого актеришку.
15. ПОСЛЕДНИЙ ДОМ СЛЕВА /THE LAST HOUSE ON THE LEFT/, реж. Уэс Крейвен, 1972
16.ПОДОПЫТНАЯ СВИНКА 2: ЦВЕТОК ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ /GINÎ PIGGU 2: CHINIKU NO HANA/, реж. Хидеши Хино, 1985
17. ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН /A CLOCKWORK ORANGE/, реж. Стенли Кубрик, 1971
Еще один пример режиссера, холодного как лед. Кубрик, Фридкин, Кроненберг, Ханеке - все они потрясают именно своей отстраненностью. "Заводной апельсин" - фильм очень скандальный, в Британии он был запрещен десятилетиями. Наверно, за дело. Прародитель множества почти iconic images - костюмы банды Алекса, ресницы Макдауэлла, знаменитый момент с насильно открытыми глазами. Потрясающая игра Макдауэлла. Фильм моментами смотрится как рекламный ролик. И один из самых смешных моментов в истории кино - как Алекс оприходует двух девиц под музыку Бетховена. Как правильно, что Кубрик выбросил концовку из книги. Еще один фильм, который вы не забудете.
18. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МНОГОНОЖКА /THE HUMAN CENTIPEDE (FIRST SEQUENCE)/, реж. Том Сикс, 2009
Звучит как тотальный трэшевый LOLLERCOASTER. Конечно, может я несправедлив, но что этот фильм делает в одном списке с Апельсином или Изгоняющим? Кто-нибудь видел? Шедеврально, да?
19. ПОСЛЕ СМЕРТИ /AFTERMATH/, реж. Начо Серда, 1994
20. ПОРОЖДЕННЫЙ /BEGOTTEN/, реж. Э. Елиас Мериге, 1990
21. ЧЕЛОВЕК КУСАЕТ СОБАКУ /MAN BITES DOG/, реж. Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд, 1992
22. МУЧЕНИЦЫ /MARTYRS/, реж. Паскаль Ложье, 2008
Как типичный шокирующий torture porn, фильм производит впечатление. Но на самом деле, его можно было бы заменить и другим фильмом той же категории. Например, американские "У холмов есть глаза" - недавний римейк - шокируют не хуже. Все эти фильмы взаимозаменяемы как гамбургеры.
23. СУДОРОГИ /SHIVERS/, реж. Дэвид Кроненберг, 1975
О Кроненберг. Вот это персона. Ему принадлежит великая фраза "Меня не мучают нравственные страдания - я канадец". Хорошая, наверно, страна. Он очень любопытный создатель жанра, который я называю индустриальным порно. Его фильмы чрезвычайно откровенно показывают переплетение сексуальности и техники. Это трудно описать, но посмотрите "Видеодром" или "Катастрофу" - это квинтэссенция его фильмов (кроме недавних - после "Истории насилия" он пошел другим путем). В "Судорогах" рассказывается история того, как люди стали превращаться в одержимых сексом и насилием маньяков под воздействием эксперимента безумного ученого. Наверно, первый его авторский фильм, по настоящему кроненберговский порно-кошмар, смотрящийся очень стареньким, очень канадским, но больным на всю голову. Вообще, очень многие его фильмы могли бы быть в этом списке. Более того - этот список мог бы полностью состоять из его фильмов. Великий режиссер, один из лучших.
24. СИНИЙ БАРХАТ /BLUE VELVET/, реж. Дэвид Линч, 1986
Хороший выбор. По моему, самый шокирующий фильм Линча, за исключением "Простой истории", которая шокировала своей не-линчевостью. Эдакий гимн восьмидесятым, зеленым лужайкам, белым заборчикам, юным блондинкам и томным ресторанным певицам. Фильм гнилой и больной, страшный, странный, мучительный и извращенный. Деннис Хоппер - один из самых страшных образов в истории кино. Дин Стоквелл где-то рядом. "Давайте сношаться..."
25. АНТИХРИСТ /ANTICHRIST/, реж. Ларс фон Триер, 2009.
воскресенье, 26 декабря 2010