Вот такие иллюстрации - это интересно!
Художница родилась в Киеве, училась на студии анимационных фильмов Борисфен. Работала в разных киевских рекламных агентствах и издательствах. Сейчас перебралась в Москву.











Когда ты в первый раз почувствовала тягу к рисованию и стала рисовать?
Ой, с самого мелкого детства. Рисую, сколько себя помню. Мама рассказывала, что меня можно было оставить дома на полу с кучей бумаги и карандашей — совсем маленькую! — и уйти в магазин, а вернувшись, найти там же, в той же позе, только с изрисованными листами. Мы с мамой часто играли: сочиняли сюжеты и истории к картинам из художественных альбомов. Это сейчас я понимаю, что мама ничего не придумывала, а пересказывала мне древнегреческие мифы. Потом я сама начала придумывать истории, персонажей и рисовала их. Когда стала старше, уже в школе, и рисовала большие многофигурные композиции, всегда сочиняла персонажам диалоги, представляла события, которые там разворачивались. Иначе… иначе картинка была пресной, неинтересной.
Какой из мифов тебе нравится больше других?
Весь цикл про Одиссея. Даже комиксы по нему рисовала в свое время. На меньшее мы не размениваемся. (смеется)
Для карьеры художника важно специальное образование?
Несомненно, важно. И те самородки, которых я знаю, только подтверждают общее правило. Свою творческую манеру, оригинальность, если за душой что-то все же есть, художник и так разовьет. Но если в основу положена мощная база: гипсы, яблочки, натюрморты, постановки, натура и т.д., - то он потратит намного меньше времени на изобретение велосипеда, открытие законов композиции, цвета-света, хорошего вкуса.
Расскажи, как шло становление твоей профессиональной карьеры? С чего начиналось? С какими трудностями сталкивалась?
О! У меня есть профессиональная карьера! Это хорошо. Я училась на Борисфене, это киевская студия анимационных фильмов, и даже проработала там немножко, собиралась быть аниматором. А потом отец уговорил меня поступать в киевский полиграфический институт имени Федорова (сейчас это факультет политехнического института). Поступила. Из студии пришлось уйти. Потом начались всякие кризисы и прочие мелкие радости жизни, и пришлось идти работать в издательство. Затем рекламное агентство и так далее... Вот так и дизайнерила помаленьку, практически не рисовала, только что-то мелкое для рекламы. Родился сын, и я оказалась дома, без работы, зато с компом. Моя замечательная свекровь сосватала меня в маленькое симпатичное издательство «Лелека» ("аист" по-украински). Люди там замечательные, и им памятник, по-хорошему, надо бы ставить за их трудную работу, впрочем, как и другим детским издательствам. У них вышло больше десятка книжечек с моими иллюстрациями: народные сказки, стихи, детская классика. Кстати, похвастаюсь: первая книжка с моими картинками вышла, когда я еще в школе училась. Киплинговская "кошка, гулявшая сама по себе". Потом работала в рекламных агентствах, но уже иллюстратором, а не дизайнером. Рисовала очень много, в самых разных стилях, поскольку замещала, по сути, целый штат художников. Сейчас больше ценится, когда у рекламного художника есть один-единственный уникальный и неповторимый стиль. А мне доводилось и для двух конкурирующих заказчиков в одно и то же издание рисовать рекламу, и чтобы было непохоже! Кстати, такое вроде бы "неправильное" рисование имеет свои плюсы, набиваешь руку в самых разных стилях. Главное – вовремя остановиться. А четыре или пять лет тому назад я с ребенком переехала к любимому в Москву. С тех пор фрилансю.
Ты сказала, что для художника важно рисовать в одном стиле…
Скажем так: для художника удобнее рисовать в одном стиле на потоке. Набил руку на рисование толстопопых зайцев-японских, девочек-кривых, дядек с квадратной рожей, - и вперед! Такие картинки проще продать, особенно, если этим занимается агентство или посредник. Заказчик четко представляет себе, что он покупает, и как оно будет выглядеть, продавец гарантирует, что это будет именно такой заяц-девочка-дядька, и все счастливы. Это профессионализм.
Но, как мне кажется. если художник не пробует что-то другое, для себя, или на продажу, то он очень быстро загнется на таком потоке. Как автор. Потому что он перестанет развиваться.
Когда стиль у человека появляется раньше, чем умение, тоже нехорошо. Потому что очень часто, увы, такой стиль превращается в способ скрыть свою криворукость. Это хорошо заметно по "девочкам, которые рисуют мангу". Или возьмем тех же прерафаэлитов (сходите на выставку в Третьяковке; если не были, то не много потеряли). Висит Альма-Тадема, мэтр и сэр, шаблонные фигуры, шаблонная композиция, вот такие колонны, вот такой изгиб берега. И так в десятке полотен. Рука набита, выглядит мертво. Исключения тут опять-таки только подтверждают правило...
Так, все же, хорошо или плохо иметь свой стиль?
Если вы постоянно рисуете, и вы не мангака и не папаша Боннэ из фильма "Как украсть миллион", то стиль у вас в любом случае появится. Свой собственный. Это неизбежно. Это не хорошо и не плохо. Это как ваше лицо, с которым вы живете.
Для чего ты работаешь? Какие ставишь цели перед собой?
Для денег и, по возможности, для удовольствия. Цели... Наверное, это удовольствие от работы. И свое, и того, кто потом будет смотреть. Большая часть рисунков у меня все-таки детская, а значит требования к ней значительно выше, и зрительные, и эмоциональные, и смысловые...
В каких программах предпочитаешь рисовать, как строишь работу?
Adobe Illustrator, Manga Studio, блокнот canson, карандаш Faber-Castell. Сначала рисуется эскиз карандашиком: карандашом думать приятнее. Иногда, правда, сразу в паинтере или фотошопе (о, про них забыла!). Иногда там же делается цветной эскиз. Потом все затаскивается в иллюстратор, и контуруется, если надо, затем раскрашивается. Иногда контурую в манге - хороший штрих, похоже на перо. В процессе еще сто раз переделывается и меняется. Какие-то мелкие вещи, например, стрипы иногда рисую с нуля в иллюстраторе.
Как часто выставляешь свои работы на сайтах? Для художника важно быть в “теме”? Посещаешь ли общие тусовки, участвуешь в конкурсах?
Вообще-то редко выставляюсь, и это неправильно. Себя нужно любить и пиарить. Художнику, все-таки, надо быть на виду. Ибо забудут. Тусовки… Смотря какие. Я вообще-то не тусовочный человек. В конкурсах тоже участвую редко, но тут из-за специфики: конкурсов детских художников (кроме заветной мечты) вроде как и нет, есть выставки. Ближайшая - в начале лета в рамках нон-фикшна. Буду выставляться. А участвовать в доминансе, например, мне глупо по определению.
А вот в наших форумных конкурсах и джемах участвую часто. Тут как: не нравятся чужие фестивали - устраивай свои. Вот и устраиваем. У нас же форум, http://drawing.wetpaint.ru/. В свое время создавался, как раз с прицелом на проведение всяких конкурсов и совместных рисований-джемов (даже, в основном, джемов).
Расскажи, как ты проводишь свободное время? Есть ли у тебя хобби?
Мы знатные велосипедисты. Любимый - знатный-знатный, а я только начинающий и недалекоездящий. (смеется) Но, тем не менее, есть чем гордиться! Еще читаю много, когда возможность есть, по выставкам ходим, а еще увлекаюсь Пратчеттом. Недавно подсела на Гарри Поттера, так что участвую во всяких ролевых играх на эту тему.
Расскажи о своей семье. Я знаю, твой муж тоже художник. Вы делаете общие проекты? И расскажи, что это такое – творческая семья.
Муж, Илья Комаров, художник. Общие проекты… Ну это громко звучит. Но если два рисующих человека сидят в одной комнате, то естественно, что они советуются, лезут пальцами друг к другу в картинки, и выдают ценные замечания. Тем более, что полезен взгляд со стороны. Особенно от человека, рисующего совсем в иной, классической манере, и делающего это прекрасно. А, вообще-то, Илюшка - это самая большая моя поддержка и опора, и теплая пазуха, в которую можно залезть и там спрятаться от всех невзгод и проблем. Я его очень люблю.
Тебя тянет на традиционные… классические работы?
То, чего делать не умею, наиболее привлекательно. Вообще-то "тянет" на хорошие работы. В любой манере. А делаю стилизованное, мультяшное, как говорят. Тоже термин кривой достаточно, но другого, вроде, нет. Живописное полотно в классической манере не нарисую. Факт. И, вообще, изначально по пристрастиям я график, поэтому, наверное, и предпочитаю иллюстратор…
Какие художники произвели наибольшее впечатление на тебя?
Их огромное количество. Начиная с первого культурного шока, когда в Киев привезли экспозицию из Третьяковки, и меня, маленькую, добрая мама поволокла смотреть. Через два часа, изреванная и напуганная, добрела до шишкинской сосны и ощутила такое успокоение! Это была любовь на всю жизнь… Напротив нее была единственная на весь музей свободная лавочка, а вы думали я такой эстет в пять лет?
…И до современных, у которых учусь, подсматривая и подтягиваясь. Но особняком стоят, конечно, книжные иллюстраторы. Мигунов, Чижиков, Савченко, Кочергин, Вульф, Баер, Лосин, Аринушкин, Олейников, Челушкин, Новожилов, Вальк, Монг… Я сейчас сотрусь перечисляя.
Если бы сейчас ты вновь начала рисовать “с нуля”, то какими были бы твои первые шаги?
Нашла бы ближайшую к дому художественную школу или институт, узнала, кто из преподавателей дает частные уроки, и начала бы с начала. С гипсов, с азов.
Художница родилась в Киеве, училась на студии анимационных фильмов Борисфен. Работала в разных киевских рекламных агентствах и издательствах. Сейчас перебралась в Москву.











Когда ты в первый раз почувствовала тягу к рисованию и стала рисовать?
Ой, с самого мелкого детства. Рисую, сколько себя помню. Мама рассказывала, что меня можно было оставить дома на полу с кучей бумаги и карандашей — совсем маленькую! — и уйти в магазин, а вернувшись, найти там же, в той же позе, только с изрисованными листами. Мы с мамой часто играли: сочиняли сюжеты и истории к картинам из художественных альбомов. Это сейчас я понимаю, что мама ничего не придумывала, а пересказывала мне древнегреческие мифы. Потом я сама начала придумывать истории, персонажей и рисовала их. Когда стала старше, уже в школе, и рисовала большие многофигурные композиции, всегда сочиняла персонажам диалоги, представляла события, которые там разворачивались. Иначе… иначе картинка была пресной, неинтересной.
Какой из мифов тебе нравится больше других?
Весь цикл про Одиссея. Даже комиксы по нему рисовала в свое время. На меньшее мы не размениваемся. (смеется)
Для карьеры художника важно специальное образование?
Несомненно, важно. И те самородки, которых я знаю, только подтверждают общее правило. Свою творческую манеру, оригинальность, если за душой что-то все же есть, художник и так разовьет. Но если в основу положена мощная база: гипсы, яблочки, натюрморты, постановки, натура и т.д., - то он потратит намного меньше времени на изобретение велосипеда, открытие законов композиции, цвета-света, хорошего вкуса.
Расскажи, как шло становление твоей профессиональной карьеры? С чего начиналось? С какими трудностями сталкивалась?
О! У меня есть профессиональная карьера! Это хорошо. Я училась на Борисфене, это киевская студия анимационных фильмов, и даже проработала там немножко, собиралась быть аниматором. А потом отец уговорил меня поступать в киевский полиграфический институт имени Федорова (сейчас это факультет политехнического института). Поступила. Из студии пришлось уйти. Потом начались всякие кризисы и прочие мелкие радости жизни, и пришлось идти работать в издательство. Затем рекламное агентство и так далее... Вот так и дизайнерила помаленьку, практически не рисовала, только что-то мелкое для рекламы. Родился сын, и я оказалась дома, без работы, зато с компом. Моя замечательная свекровь сосватала меня в маленькое симпатичное издательство «Лелека» ("аист" по-украински). Люди там замечательные, и им памятник, по-хорошему, надо бы ставить за их трудную работу, впрочем, как и другим детским издательствам. У них вышло больше десятка книжечек с моими иллюстрациями: народные сказки, стихи, детская классика. Кстати, похвастаюсь: первая книжка с моими картинками вышла, когда я еще в школе училась. Киплинговская "кошка, гулявшая сама по себе". Потом работала в рекламных агентствах, но уже иллюстратором, а не дизайнером. Рисовала очень много, в самых разных стилях, поскольку замещала, по сути, целый штат художников. Сейчас больше ценится, когда у рекламного художника есть один-единственный уникальный и неповторимый стиль. А мне доводилось и для двух конкурирующих заказчиков в одно и то же издание рисовать рекламу, и чтобы было непохоже! Кстати, такое вроде бы "неправильное" рисование имеет свои плюсы, набиваешь руку в самых разных стилях. Главное – вовремя остановиться. А четыре или пять лет тому назад я с ребенком переехала к любимому в Москву. С тех пор фрилансю.
Ты сказала, что для художника важно рисовать в одном стиле…
Скажем так: для художника удобнее рисовать в одном стиле на потоке. Набил руку на рисование толстопопых зайцев-японских, девочек-кривых, дядек с квадратной рожей, - и вперед! Такие картинки проще продать, особенно, если этим занимается агентство или посредник. Заказчик четко представляет себе, что он покупает, и как оно будет выглядеть, продавец гарантирует, что это будет именно такой заяц-девочка-дядька, и все счастливы. Это профессионализм.
Но, как мне кажется. если художник не пробует что-то другое, для себя, или на продажу, то он очень быстро загнется на таком потоке. Как автор. Потому что он перестанет развиваться.
Когда стиль у человека появляется раньше, чем умение, тоже нехорошо. Потому что очень часто, увы, такой стиль превращается в способ скрыть свою криворукость. Это хорошо заметно по "девочкам, которые рисуют мангу". Или возьмем тех же прерафаэлитов (сходите на выставку в Третьяковке; если не были, то не много потеряли). Висит Альма-Тадема, мэтр и сэр, шаблонные фигуры, шаблонная композиция, вот такие колонны, вот такой изгиб берега. И так в десятке полотен. Рука набита, выглядит мертво. Исключения тут опять-таки только подтверждают правило...
Так, все же, хорошо или плохо иметь свой стиль?
Если вы постоянно рисуете, и вы не мангака и не папаша Боннэ из фильма "Как украсть миллион", то стиль у вас в любом случае появится. Свой собственный. Это неизбежно. Это не хорошо и не плохо. Это как ваше лицо, с которым вы живете.
Для чего ты работаешь? Какие ставишь цели перед собой?
Для денег и, по возможности, для удовольствия. Цели... Наверное, это удовольствие от работы. И свое, и того, кто потом будет смотреть. Большая часть рисунков у меня все-таки детская, а значит требования к ней значительно выше, и зрительные, и эмоциональные, и смысловые...
В каких программах предпочитаешь рисовать, как строишь работу?
Adobe Illustrator, Manga Studio, блокнот canson, карандаш Faber-Castell. Сначала рисуется эскиз карандашиком: карандашом думать приятнее. Иногда, правда, сразу в паинтере или фотошопе (о, про них забыла!). Иногда там же делается цветной эскиз. Потом все затаскивается в иллюстратор, и контуруется, если надо, затем раскрашивается. Иногда контурую в манге - хороший штрих, похоже на перо. В процессе еще сто раз переделывается и меняется. Какие-то мелкие вещи, например, стрипы иногда рисую с нуля в иллюстраторе.
Как часто выставляешь свои работы на сайтах? Для художника важно быть в “теме”? Посещаешь ли общие тусовки, участвуешь в конкурсах?
Вообще-то редко выставляюсь, и это неправильно. Себя нужно любить и пиарить. Художнику, все-таки, надо быть на виду. Ибо забудут. Тусовки… Смотря какие. Я вообще-то не тусовочный человек. В конкурсах тоже участвую редко, но тут из-за специфики: конкурсов детских художников (кроме заветной мечты) вроде как и нет, есть выставки. Ближайшая - в начале лета в рамках нон-фикшна. Буду выставляться. А участвовать в доминансе, например, мне глупо по определению.
А вот в наших форумных конкурсах и джемах участвую часто. Тут как: не нравятся чужие фестивали - устраивай свои. Вот и устраиваем. У нас же форум, http://drawing.wetpaint.ru/. В свое время создавался, как раз с прицелом на проведение всяких конкурсов и совместных рисований-джемов (даже, в основном, джемов).
Расскажи, как ты проводишь свободное время? Есть ли у тебя хобби?
Мы знатные велосипедисты. Любимый - знатный-знатный, а я только начинающий и недалекоездящий. (смеется) Но, тем не менее, есть чем гордиться! Еще читаю много, когда возможность есть, по выставкам ходим, а еще увлекаюсь Пратчеттом. Недавно подсела на Гарри Поттера, так что участвую во всяких ролевых играх на эту тему.
Расскажи о своей семье. Я знаю, твой муж тоже художник. Вы делаете общие проекты? И расскажи, что это такое – творческая семья.
Муж, Илья Комаров, художник. Общие проекты… Ну это громко звучит. Но если два рисующих человека сидят в одной комнате, то естественно, что они советуются, лезут пальцами друг к другу в картинки, и выдают ценные замечания. Тем более, что полезен взгляд со стороны. Особенно от человека, рисующего совсем в иной, классической манере, и делающего это прекрасно. А, вообще-то, Илюшка - это самая большая моя поддержка и опора, и теплая пазуха, в которую можно залезть и там спрятаться от всех невзгод и проблем. Я его очень люблю.
Тебя тянет на традиционные… классические работы?
То, чего делать не умею, наиболее привлекательно. Вообще-то "тянет" на хорошие работы. В любой манере. А делаю стилизованное, мультяшное, как говорят. Тоже термин кривой достаточно, но другого, вроде, нет. Живописное полотно в классической манере не нарисую. Факт. И, вообще, изначально по пристрастиям я график, поэтому, наверное, и предпочитаю иллюстратор…
Какие художники произвели наибольшее впечатление на тебя?
Их огромное количество. Начиная с первого культурного шока, когда в Киев привезли экспозицию из Третьяковки, и меня, маленькую, добрая мама поволокла смотреть. Через два часа, изреванная и напуганная, добрела до шишкинской сосны и ощутила такое успокоение! Это была любовь на всю жизнь… Напротив нее была единственная на весь музей свободная лавочка, а вы думали я такой эстет в пять лет?
…И до современных, у которых учусь, подсматривая и подтягиваясь. Но особняком стоят, конечно, книжные иллюстраторы. Мигунов, Чижиков, Савченко, Кочергин, Вульф, Баер, Лосин, Аринушкин, Олейников, Челушкин, Новожилов, Вальк, Монг… Я сейчас сотрусь перечисляя.
Если бы сейчас ты вновь начала рисовать “с нуля”, то какими были бы твои первые шаги?
Нашла бы ближайшую к дому художественную школу или институт, узнала, кто из преподавателей дает частные уроки, и начала бы с начала. С гипсов, с азов.