
В ходе предварительного расследования выяснилось, что до момента исчезновения картины музей, расположенный в жилом квартале Докки на левом берегу Нила, успели посетить всего девять человек, в том числе двое граждан Италии, двое россиян, четверо испанцев и египетская студентка. Узнав о краже, сотрудники музея сразу обыскали находившихся в то время в здании испанских и российских посетителей, а полиция бросилась на поиски итальянцев, которых нашли в субботу вечером в международном аэропорту. Они были задержаны для досмотра личных вещей, пока их дальнейшая судьба неизвестна.
По словам следователей, проверка установленных в музее камер видеонаблюдения ничего не дала - техника была установлена 15 лет назад, и служба безопасности музея, по неясным причинам, давно ее не использует.
Египетские силы охраны порядка блокировали все сухопутные, морские и воздушные порты, чтобы предотвратить вывоз из страны бесценного полотна. Собственное расследование кражи начало и министерство культуры Египта.
Картина Ван Гога "Маки", или "Ваза с цветами", была выставлена, наряду с произведениями Моне, Ренуара и Дега, в частном музее Махмуда Халиля, известного политического деятеля 30-х годов прошлого века, собравшего крупнейшую на Ближнем Востоке коллекцию европейского искусства XIX - XX веков и завещавшего ее государству. Коллекция выставлялась в особняке Халиля, ставшего после его смерти музеем.
Тем временем, генеральная прокуратура Египта арестовала руководителя департамента изобразительных искусств министерства культуры страны Мохсена Шааляна в связи с расследованием кражи картины Винсента Ван Гога "Маки" из музея в Каире.
Как сообщают египетские СМИ, чиновник Минкультуры пока задержан на четыре дня. Мохсен Шаалян распространил непроверенную и оказавшуюся несоответствующей действительности информацию о поимке похитителей и обнаружении полотна Ван Гога спустя несколько часов после преступления.
Заявление Шааляна о поимке преступников с картиной в международном аэропорту Каира ввело в заблуждение министра культуры Египта Фарука Хосни, который официально озвучил эту информацию для мировых СМИ.
Сообщается, что по данным источника в прокуратуре, в связи с этим громким преступление задержаны еще четыре человека - сотрудники службы безопасности музея.
Знаменнитое полотно Ван Гога может войти возглавить рейтинг самых громких краж не только потому, что его похитили уже вторично, но и из-за его цены.
На сегодяшний день возглавляет рейтинг самых громких арт-краж также кража "Маков", но Моне и "Каштанов" Ван Гога. Так 10 февраля 2008 года в Цюрихе из частного музея живописи Эмиля были украдены четыре полотна общей стоимостью $164 млн. Специалисты уже окрестили вызывающую кражу "ограблением века". Трое грабителей сняли со стен музея картины Моне ("Маки в окрестностях Ветейя"), Сезанна ( "Мальчик в красном жилете"), Дега ("Граф Лепик с дочерьми") и Ван Гога("Цветущие ветки каштана"), а затем скрылись в неизвестном направлении. Куратор музея не исключает возможности заказного характера ограбления. В этом случае, полотна могут никогда не вернуться в музей. Однако представители фонда не теряют надежду: в награду за информацию о местонахождении картин представители фонда пообещали 100 тыс. франков.
.jpg)
На втором месте - итальянский арт-грабеж. Из дворца Ducal местные воры, не разработав никакого предварительного плана действий, вырезали из рам мировые шедевры: две картины Пьера делла Франческо «Бичевание», «Мадонна Сенигаллия» (Madonna di Senigallia) и полотно Рафаэля. Осознав, что такие известные картины продать даже на черном рынке практически невозможно, преступники оставили полотна в Швейцарии, где они и были найдены неповрежденными в 1976 году.
.jpg)
На третьем месте - парижская кража из музея Мармоттан. Там 13 октября 1985 года было похищено десять живописных шедевров, принадлежащих кисти Моне, Ренуара и Моризо. Вооруженные грабители в масках ворвались в музей, положили на пол посетителей и охранников, сняли со стен нужные им картины и скрылись в неизвестном направлении. Из взятого бандитами самым ценным было легендарное полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которое дало название направлению импрессионизма (впечатление - Impression). Общая же стоимость похищенного, по оценкам экспертов, составила $20 млн. Полицейское расследование велось пять лет и в 1990 году украденные полотна были обнаружены на заброшенной вилле на юге Корсики, в Порто-Веккио. Уникальность всемирно известных шедевров и шум, поднятый прессой вокруг ограбления, сделали невозможной их перепродажу, и преступники, чтобы не попасть в руки Интерпола, решили просто избавиться от картин.
.jpg)
На четвертом месте разграбления сокровищ майя и ацтеков. В декабре 1985 года охранники Национального музея антропологии в Мехико, проводя очередной обход, обнаружили, что с 7 выставочных витрин аккуратно срезаны стеклянные крышки, а бесценные экспонаты исчезли. Воры похитили более 140 уникальных произведений искусства, в том числе золотые украшения майя и ацтеков, вазы и скульптуры. Оценить ущерб, нанесенный музею, было практически невозможно: стоимость одной лишь вазы времен индейцев майя куратор музея оценил в более чем $20 млн. С тех пор была обнаружена и возвращена музею лишь одна из жемчужин коллекции - погребальная маска.
.jpg)
На пятом месте самая масштабная кража в истории искуств. В 1988 году в Нью-Йорке из частной художественной галереи были похищены 18 картин и 10 рисунков, в том числе шедевры Шардена. Воры пробрались в галерею через стеклянную крышу здания, спустившись в зал с помощью обыкновенной веревки. Общую стоимость исчезнувших картин эксперты оценили в $10 млн. За 20 лет усилиями полиции было найдено только 14 полотен.
.jpg)
На шестом самый коммерческий грабеж. Прежде чем совершить ограбление музея в Оттерло (Голландия), преступники внимательно изучили опубликованные накануне аукционами Sotheby`s и Christie's списки полотен с указаниями их стоимости (в том числе была указана стоимость самой дорогой картины -«Ирисы»- более $53,9 млн.) пяти полотен Ван Гога, указанных в списке, три (в том числе «Четыре вянущих подсолнуха»), были украдены. Полиции удалось вернуть картины в июле 1989 года.
.jpg)
На седьмом месте самое громкое музейное ограбление ХХ века. В 1990 году воры, переодетые в полицейскую форму ограбили Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне. Заявив, что в здании сработала сигнализация, "полицейские" ловко надели на растерянных охранников наручники и быстро вынесли из музея шедевры общей стоимостью $300 млн. Исчезли две картины Рембрандта («Мужчина и женщина в черном» и «Шторм в Галилее»), пейзаж Говарда Флинка, портрет кисти Едуара Мане, пять акварелей Дега, а также жемчужину музея - полотно Вермера Делфтского «Концерт». Несмотря на размер награды за информацию о местонахождении шедевров ($5 млн.) картины до сих пор находятся в розыске.
.jpg)
На восьмом месте самое варварское ограбление. Он произошло в Национальном музее Кувейта и Дворце исламского антиквариата. Он были разраблены солдатами иракской армии во время оккупационной войны. Собранная семьей аль Сабах в 70-80-х г.г. огромная коллекция исламского искусства, включающая в себя более 20 тыс. экспонатов (в том числе оружие, керамику, живопись, украшения древней Персии, Египта, Кувейта) была вывезена в деревянных ящиках на 17-ти грузовиках под конвоем. О возврате бесценной коллекции не могло быть и речи: искусствоведы готовы были выкупать ее обратно по частям на черном рынке. Однако в сентябре 1991 года в Багдад отправилась делегация музейных работников, и после переговоров в период с сентября по октябрь 1991 года в Кувейт были возвращены 16 тыс. экспонатов. Оценить ее не возможно.
.jpg)
На девятом месте четыре преступника из Голландии. Они были арестованы за кражу более чем 20 полотен знаменитого художника Ван Гога, в том числе и знаменитой картины «Вороны над хлебным полем». Полотна были найдены через час после совершения преступления. Представители полиции подтвердили, что если бы преступники успели замести следы, картины были бы утеряны безвозвратно: грабители собирались продать полотна частному коллекционеру.
.jpg)
На десятом месте картина Рембрандта «Автопортрет», стоимость которой оценивается в ?33 млн., была похищена вместе с двумя картинами французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара во время вооруженного ограбления Национального музея Стокгольма в декабре 2000 года. Позднее одно из полотен Ренуара было случайно обнаружено при аресте торговцев наркотиками. Только в 2005 году датская полиция арестовала четырех злоумышленников, которые пытались продать "Автопортрет".
.jpg)
На одинадцатом месте самое мистеческое ограблление. Так в августе 2004 года из Музея Эдварда Мунка на глазах у посетителей вооруженные грабители украли несколько ценных картин, среди которых и шедевры художника - "Крик" и "Мадонна". В апреле 2005 года норвежской полиции удалось арестовать подозреваемого в сговоре с преступниками. В июне того же года норвежское правительство предложило награду в размере ?250 тыс. за любую информацию о преступниках. В начале 2006 года все подозреваемые по этому делу были арестованы, а картины возвращены в музей.
.jpg)
На двенадцатом месте - Картина Микеланджело Меризи да Караваджо Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды, похищенная из Одесского музея западного и восточного искусства. Шедевр Караваджо Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды стоимостью около 100 млн долларов был похищен в начале августа 2008 года. Картину удалось похитить из-за недостаточной надежной охраны экспонатов музея. В июне 2010 года картина была обнаружена в Германии. Немецкая полиция задержала трех украинцев и одного россиянина, когда те пытались продать полотно. В Украине по этому делу задержали 20 человек, которых подозревают в пособничестве банде похитителей произведений искусства. Воры серьезно повредили картину, неудачно сложив ее, полотну требуется реставрация.

Тем не менее в топ 10 известных художников, произведения которых пользуются наибольшей популярностью среди воров, созданный лондонским отделением организации Art Loss Register, Ван Гог не попал. Дело в том, что рейтингование происходило по количеству украденных полотен, а не по их цене. Лидерами списка стали Пикассо, Миро и Марк Шагал. Ван Гог, Дега и Сезанн не входят в первую десятку, занимая 14, 15 и 25 места соответственно.
Пабло Пикассо неспроста возглавил рейтинг. Дело в том, что работал он плодотворно, и его работ осталось немало. Указанная на сайте Art Loss Register цифра (572 работы, которые находятся в розыске) выглядит очень убедительной и отражает чрезвычайно плодотворную работу мастера. Что касается Дали, который в рейтинге под четвертым номером, то этот хитрый каталонец любил подписывать своим именем любые работы в исполнении других художников.
Однако если руководствоваться принципом «количество-качество», все равно приходит мысль о вмешательстве потусторонних сил. Как будто кто-то просматривает домашнюю энциклопедию искусств и оттуда выбирает свои «жертвы».
Художники, работы которых воруют чаще всего (Art Loss Register)
Место\ Художник
1 - Пабло Пикассо
2 - Жоан Миро
3 - Марк Шагал
4 - Сальвадор Дали
5 - Огюст Ренуар
6 - Альбрехт Дюрер
7 - Рембрандт ван Рейн
8 - Энди Уорхол
9 - Петер Рубенс
10 - Анри Матисс