Конкурс World Press Photo еще недавно считался самым солидным конкурсом для фотожурналистов. По крайней мере еще несколько лет назад фотографы в частных разговорах не говорили о заангажированности жюри. Или о том, что репортаж, судя по работам победителей, оценивается по принципу – «чем больше понтов, тем лучше».

Ну, или о том, что нам выставку показывают как-то поздновато – с марта она путешествует по миру в 15 копиях, и все, кто следит за миром фото, давно ознакомились с работами победителей по крайней мере в сети. В Киеве выставка открылась 6 августа и будет работать до 26 числа этого месяца.

Финал конкурса провели в феврале в Амстердаме. Цифры таковы: участники – фотографы из 128 стран мира, на конкурс попало 105 тысяч снимков, на выходе – 62 победителя из 22 стран.

Насчет заангажированости жюри судить сложно. А вот насчет количества работ, из которых пришлось выбирать, то скорее всего, без субъективности не обошлось, ибо там, где существует человеческий фактор, всегда есть момент выбора конкретного человека в конкретный момент времени.

Но иных, лучших способов выбора человечество пока не придумало. Поэтому как-то сомнительно, что если бы выбор делала специально обученная электронная программа, это бы существенно изменило общую картину событий в мире, репрезентированных медиа.

Среди звезд, оказавшихся в этом году в финале: Саймон Робертс, известный у нас проектом о России под названием «Родина»; известный «социальный пейзажист» Питер Бялобжески; бывший член агенства Magnum та VII Юджин Ричардс, автор культовых фотосерий о буднях врачей и пациентов скорой помощи; а также французский фотограф, который публикуется под творческим псевдонимом JR, хорошо известный в мире своими public art проектами с использованием фотографии. Его первый проект «Портрет поколения» (Portrait of a Generation), созданный при поддержке актера Венсана Касселя, экспонировался на стенах домов гетто и пригородов Парижа.

Перед нами – ключевые события 2009-го: арабо-израильский конфликт, опять Ирак, Мадагаскар. Кровь, изувеченные тела, подростки с анорексией, фрики из организации «Общество элегантных пацифистов» республики Конго, андрогенные дети. Да уж, номинации «Спорт» или «Развлечения» не так трогают душу, как это делают искровавленные тела. Хотя, безусловно, фото красивые и технически совершенные.

«Люди в фотографиях»
Победитель конкурса – итальянец Пьетро Мастурцо, который документировал в июне 2009-го акции протеста в Иране после президентских выборов. Иранская женщина кричит на крыше о своем несогласии с выборами. Но если не знать контекст – то практически романтический кадр, поскольку ночью на крыше скорее зовут луну, чем выражают небу свою политическую позицию.


«События»
Первое место получил чрезвычайно красивый кадр шведа Кента Клича «Фотоальбом сектора Газа: район ат-Туфах, 3 марта». Комментарии тут просто излишни.


«Проблемы современности»
Первое место – Юджин Ричардс с работой, которая называется «Война – это личное. США»
Reportage by Getty Images для The Sunday Times Magazine/Paris Match.


«Горячие новости»
Вальтер Астрада из Аргентины, «Кровавая бойня в столице Мадагаскара, февраль 2009». Agence France-Presse.


«Повседневная жизнь»
Ган Туббе из Перу. На фото – 13-летний аутист Адриан, который пытается попробовать на ощупь изображения, которой транслирует телевизор.


«Люди в новостях»
Чарльз Омани из Великобритании, который сделал один из лучших портретов Обамы в день его инаугации. Getty Images для Newsweek.


«Портреты»
Лаура Пеннак из Великобритании. Портрет подростка с анорексией, который в свое время отказался от еды за компанию со своей одноклассницей. Lisa Pritchard Agency для The Guardian Weekend magazine.


«Искусство и развлечения»
Малик Сидибе из Мали, «Модное портфолио: принты и революция». The New York Times Magazine.


«Спортивные выступления»
Гарет Копли из Великобритании. «Англичанин Джонатан Тротт пропускает мяч и выходит из игры на пятом матче по крикету серии «Ашес». Лондон, июль 2009. Press Association.


«Природа»
Джо Питерсбургер из Венгрии, «Зимородок на охоте». National Geographic Image Collection.


Судя по фото, которые представляют основные медийные номинации – границы между постановкой и репортажем уже практически не существует. Человек, который вырос на телевидении, не верит в реальность, но может запросто расплакаться от фотошопа. Настоящий репортаж кажется постановкой, а снимок природы – кадром из 3D анимации. И жизнь на планете давно замкнулась на рубриках теленовостей: горячие точки и футбол, бытовые убийства и эстрада, политика и погода. Что между ними и где именно происходит что-то настоящее – каждый решает сам для себя.

Фотография як один из главных медиумов нашего времени становится все ближе к тому «медиа», к которому наш глаз уже слишком привык, чтобы продолжать ему доверять. В «подлинность» большинства кадров сложно поверить, благодаря техническому совершенству в том числе. Но и поражает современная фотография чаще все своим техническим совершенством, а не сюжетом или пойманными в кадр людьми.

Выставка будет работать до 26 августа в галерее «Лавра».




@темы: фото, мир, конкурсы