Наткнулся на уютных просторах ЖЖ, оживающих после вчерашнего налета кибер-гопоты, на замечательный пост юзера russos, который посвящен строительству столичного метрополитена. Пост примечателен тем, что автору удалось где-то откопать древние фотографии из редакции журнала "Метростроеевец" и в силу своих знаний в данной области грамотно их подписать. На выходе получился шикарный фоторепортаж!


Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 (— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой.), но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей


Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».



Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.



Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.



Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.





Окаменелость.



Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая - у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.



Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе, и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.



Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.





В забое штольни.



Штольня.



Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.



Деталь кессона.






Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.



Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.



Кессонные аппараты, установленные в шахте.



Ещё одна окаменелость.



В стволе. Слева - большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа - какой-то насос. Может быть, водоотлив.



Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»



Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.



Домкрат с бревном.



Вынутая порода?



Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.




Кажется, что это уже раскрытая калотта, но ещё не забетонированная.



Радиатор?



Шахта на улице.



Водопонижение?



Какие-то радиаторы.




Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.



Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?



Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.



За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.



Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?








Кажется, сориентировал правильно.









Установка радиатора.



Доводка кувалдометром.



Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?




Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.



Оборот: Шахта 20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.



Оборот: Замок свода.




Оборот: Шахта 18. Сегменты ножа.



Оборот: Образцы вынутой породы.



Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда - палочками, втыкаемыми в доски.



Оборот: Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.



Оборот: Шахта №18. Распалубка форшахты.





Оборот: Шахта №18. Горизонтальное бурение.




Оборот: ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.



Оборот: Шахта 18. Грейфер в раскрытом виде.



Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.


via






URL записи